Технический Лексикон

Акриловое волокно (полиакрилнитрат), PAN

Акрил одно из первых синтетических волокон, которое было успешно использовано в производстве ковровых покрытий. Исходным сырьем для его производства является природный газ.
Акрил в настоящее время является лучшим заменителем шерсти, он столь же мягок и пластичен. Акриловые волокна более восприимчивы к краске, чем их натуральный аналог, поэтому всегда выглядят очень ярко и привлекательно. Чистка ковров из акрила - занятее более сложное, чем из полипропилена. В местах интенсивного использования могут появиться «катышки», которые легко убираются вакуумным пылесосом.


Аксминстер (Axminster) - Аксминстер это самая старая машинная технология, известная почти 200 лет, её название происходит от названия города, в котором она была применена впервые. В отличие от технологии Вильтон на ткацком станке получается один ковер. Аксминстер отличает использование исключительно прочного сырья. Несмотря на то, что со временем было разработано множество других машинных технологий с употреблением синтетических пряжей для снижения цены изделия, ковровые покрытия Аксминстер продолжают привлекать клиентов на рынках всего мира.

Изготавливается основа, состоящая из переплетенных нитей основы и утка (т.е. получается решетка);
Иглы заправленные разноцветной, пряжей формируют петельный ряд.
Гребенки под ткацким станком поднимают свободный конец пряжи в форму «U» пучка. Каждая петля, полученная из любого узелка, разрезается, и получаются две ворсинки.
Для уплотнения пряжи вслед за слоем ворса прокладывается нить утка. У готового ковра, чтобы дополнительно закрепить ворс основу проклеивают.


Вилтон (Wilton) -текстильная технология, при которой одновременно лицом к лицу ткут два ковровых полотна одновременно.


При производстве используется непрерывная нить. Ковры, сошедшие со станка, будут иметь зеркально отражающиеся узоры. Производство Вилтон очень продуктивно: большинство современных тканых ковров выполнено этим методом. Кроме этого можно формировать поверхность при помощи разрезного и петлевого ворса. Полученное полотно прослужит дольше, чем ковер, произведенный другими машинными технологиями, т.к. нить здесь переплетается несколько раз

На станке натягивают две основы. Иголка вяжет петли на верхних и нижних нитях утка; регулятор высоты ворса регулирует ширину шага – расстояние между нитями основы. Если хотят сформировать ворс из неразрезанных петель, то пряжу перекидывают, через вспомогательную нить, которую потом убирают. После закрепления верхних и нижних петель происходит разрез по середине шага, и полотно разрезается вдоль на две части. В результате с одного станка снимают два рулона. изнанку рулона проклеивают латексом и крахмалом для дополнительного закрепления узлов основы.

Вилтоновские ковры пользуются популярностью, т.к. их отличает:

• исключительная устойчивость к износу;
• разнообразие дизайнов;
• оптимальное соотношение цена-качество;


Вискоза

Выделение нити через отверстие в голове тутового шелкопряда стало моделью для изготовления искусственного волокна. На заводах химическими веществами (едким натрием) обрабатывают жидкие растворы природной целлюлозы: из древесины ели, сосны, стеблей некоторых растений, из отходов переработки хлопка стали производить вискозу.

Вискозная нить очень мягкая, шелковистая, по свойствам практически полностью повторяет натуральные материалы – хорошо пропускает влагу и воздух, не накапливает статического электричества, поэтому некоторые покупатели ошибочно считают ее натуральным материалом. Вискозной ткани можно придать характер «льна», «хлопка», или «шерсти», изменяя блеск, тонкость и придавая извитость волокнам. Ковроделы же чаще всего ее используют как более выгодную по цене альтернативу шелка.

Если покупатель останавливает свой выбор на вискозном ковре, обратите его внимание на некоторые особенности материала:
• остаточный ворс появившийся в процессе шлифовки ковра, создает эффект «вылезания». Этого не нужно бояться, уборка пылесосом в течение нескольких недель устранит остаточный ворс и позволит в полной мере насладиться комфортом вискозных ковров.
• ворс у ковра имеет направленность. Если посмотреть на ковер сначала с одной стороны, например, по направлению ворса, затем с противоположной - вы увидите существенную разницу в цвете (из блестящего, яркого ковер превратится в темный, матовый, с более выраженным рисунком) . Чем меньше высота ворса, тем заметнее ковер меняет цвет.

заметнее ковер меняет цвет. Это свойство всех ковров с ворсом, но на вискозных и шелковых коврах разница заметнее всего.
• изделия из вискозы хорошо поглощают влагу, но в мокром состоянии теряют прочность, поэтому убирать их следует только вакуумным пылесосом. Жидкость, разлитую на поверхность необходимо устранять с помощью чистой ткани с хорошими впитывающими свойствами


Волокна

Природа снабдила нас основными материалами для изготовления ковров – шерстью, хлопком, джутом. Именно эти волокна традиционно и использовались для изготовления ковров, но из-за увеличения спроса с ХIХ века начали предприниматься попытки имитировать эти натуральные материалы. И первым искусственной пряжей для ковров была вискоза, полученная из древесной целлюлозы. В 30-х годах ХХ века удалось создать новые волокна из химических веществ на основе угля, нефти и газа. Началась эра синтетических волокон.

Традиционно для изготовления ковров используют натуральные материалы. Мы привыкли, что чаще всего это пряжа животного происхождения – шелк и шерсть, но на волне интереса к экологии все чаще в домах потребителей стали появляться покрытия из растительных волокон: хлопка, джута, сизаля, абаки и т.д.

• при переработке сырья часто используется ручной труд, что удорожает покрытие
• натуральные волокна боятся перепадов температуры, поэтому их нежелательно укладывать на полы с подогревом и у входа;
• хорошо впитывают влагу, что позволяет поддерживать оптимальную влажность в помещении. Производители не советуют чистить натуральные покрытия моющим пылесосом чаще 1-2 раз в месяц, плохо просушенные ковры могут покрыться плесенью и изменить свои размеры (сесть или пойти «волнами»):
• от прямых солнечных лучей покрытия, как правило, желтеют и теряют яркость красок;
• натуральные ковры более чутко реагируют на соприкосновение с химическими веществами (кислотами, щелочами, жирами), следовательно, требуют более внимательного отношения к себе при эксплуатации и уходе.

Достоинства ковров из натуральных материалов, чувство единения с природой, которое испытывает человек, ставит их вне времени, позволяя выдерживать жестокую конкуренцию с современными материалами.


Высота ворса

Высота ворса - важная характеристика, влияющая на устойчивость ковра к смятию и тесно связанная с предназначением ковра:

• коротковорсные ковры (3-5 мм) подходят для гостиных, коридоров и других помещений, которые в течение дня активно посещают люди.
• стандартные модели (длина ворса порядка - 7-10 мм) прекрасно эксплуатируются в жилых комнатах.
• длинноворсные варианты (длина ворса может доходить до 100 мм) в большинстве случаев приобретают для спальни.


Джут

Ковры с ворсом из джута новинка на российском рынке, хотя сам материал хорошо известен покупателю: его используют для изготовления
мешковины, сумок, основы для ковров. Эта гигантская трава в субтропиках за год вырастает на высоту взрослых деревьев. После сбора урожая, связки стеблей на три недели вымачивают в воде, потом отбивают деревянными молотками – результат: мягкие, гибкие волокна.
Джутовое покрытие не доставит потребителю много хлопот:
• природная длина волокна позволяет владельцу ковра не
бояться, что он изменит свои размеры, «разлохматиться» или начнет выпадать;
• джутовое покрытие не повреждается насекомыми, что быстро оценили люди, страдающие аллергией;
• природные волокна джута не вырабатывают статического электричества;

• оттенки коричневого – это естественные цвета обработанного волокна, которое иногда отбеливают. Разнообразие дизайнов достигается различными видами плетения и вставками из других волокон.

Срок службы ковра 5-15 лет. Эти экологически чистые и оригинальные покрытия хороши для областей дома с умеренным движением.


Плотность ковра

Плотность ковра - показатель, отражающий количество узелков на единице площади изделия. Чем больше узелков завязано на квадратном метре ковра, тем плотнее ковер. Большее количество узелков на одной и той же площади позволяет сделать рисунок более детальным. Более плотный ворс лучше восстанавливается после кратковременного давления и дольше сохраняет упругость, первоначальный внешний вид, выше его тепло- и звукоизоляционные качества.

Определяя плотность ковра, необходимо посчитать количество узлов на заданной единице длины сначала в направлении основы, затем - в поперечном (уточном) направлении и перемножить эти два числа. В России принято измерять плотность ковров в узлах на квадратный метр. Поскольку на ковре на такой площади завязаны сотни тысяч узелков, подсчет лучше вести на небольшом участке - например, 10 на 10 сантиметров, а полученный результат умножить на 100.

Ручные ковры
Для качества ручных узелковых ковров показатель плотности не является определяющим, тем не менее, эта характеристика традиционно указывается производителем и покупатели, часто спрашивают об этом.

Пример расчета: У ковров VERSAILLES - 30 узелков в направлении основы 29 узелков в уточном направлении дают в результате: (30 х 29) х 100= 870 х 100 = 87.000 узелков на м2

Иногда для ковров ручной работы используется и другой показатель - число линий (рядов) на фут ковра (например, "80 линий", "120 линий" и т.д.). Необходимо возвести показатель в "линиях" в квадрат и умножить на 10,76 (именно столько квадратных футов в квадратном метре).
Пример:
90 линий - это 90х90х10,76=87156 уз/ м2.
Без особых оговорок возможен допуск в размере примерно 8 %.

Машинные ковры

Плотность машинных ковров чаще указывается в количестве точек. Если вы хотите узнать, сколько узлов в квадратном метре, то количество точек необходимо разделить в два раза.


Полипропиленовое волокно, РР

Преимущество этого волокна в его доступности, из всех применяемых в ковровом производстве материалов он самый дешевый. Внешний вид и качество таких ковров зависит от вида применяемой нити, сделанные из Heatset и Фризе они напоминают шерстяные.

Структура молекулы очень плотна и производители вводят красители и необходимые пропитки в жидкий расплав, благодаря этому ковры практически не меняют свой цвет и не теряют технических показателей в процессе эксплуатации. Полипропилен является единственным материалом, изначально предотвращающим накапливание статического электричества, что позволяет не обрабатывать его антистатиком и использовать в местах, где много оргтехники (но по мере загрязнения волокна утрачивают это свойство).

За полипропиленовыми покрытиями легко ухаживать: их можно чистить различными моющими средствами, не содержащими хлор и растворители (бензин, уайтспирит), он совершенно не впитывают влагу, и грязь не проникает в их структуру.


Сизаль

Еще один природный (и поэтому весьма древний) материал для производства ковров - сизаль. То есть даже не ковров, а циновок. Волокна добываются из листьев мексиканской агавы способом вытягивания и отделения от мякоти. Получив, таким образом, волокна, наши предки сплетали их вместе, высушивали и изготавливали что-то наподобие тонкой веревки, а уже из нее делали прочное и красивое покрытие для пола.

Сейчас сизаль переживает вторую молодость. Ведь ковры из него не только сделаны из природного сырья, но и имеют ряд уникальных свойств:
• они полезны для здоровья: не вызывают аллергии, а еще - осуществляют легкий массаж стопы;
• волокна настолько прочны, что не страдают от когтей домашних животных;

• не впитывают грязь и поэтому их легко чистить пылесосом;
• электрическая нейтральность этого материала исключает даже необходимость его пропитки антистатическими веществами;
• густое переплетение и плотная структура покрытий, помимо эстетической, играют и практическую роль - повышают звукоизоляцию помещения

Конечно, в этом мире нет ничего вечного, но циновка – при всей своей простоте и почти дешевизне – служит очень долго.


Синтетическая нить

Большинство современных ковров изготавливается из синтетических волокон. Эти волокна получают из полезных ископаемых (каменного угля, нефти и газа), в процессе полимеризации, когда простые молекулы, соединяясь, создают длинные линейные цепи.

Производство синтетических волокон проходит несколько этапов:
1 этап. Синтез полимеров - основы синтетических волокон, из более простых соединений, добываемых в природе.
2 этап. Предварительно полимерам придают форму гранул. Под большим давлением и температуре они смешиваются, создавая исходный расплав. В состав синтетических волокон, которые используют для производства ковров входит три вида гранул:
• полимер;
• краситель;
• стабилизатор цвета
3 этап. Расплавленный полимер прокачивают через решето,
называемое экструдером. На этом этапе можно получить два продукта: штапель и нить BCF. На их основе изготавливают три вида волокон для ковровых покрытий; BСF, Heat Set и Фризе.

Более дешевые изделия изготавливаются из волокон BCF. Это аббревиатура от Bulked Continuous Filament (объемная непрерывная нить). Покрытия из такого волокна легко различимы: на ощупь сразу заметно, что перед вами синтетика, кроме этого они имеют «стеклянный» блеск. Срок службы ковров из нити BCF - до 3 лет в зависимости от качества нити и интенсивности эксплуатации

Самое популярное сейчас качество волокна для изготовления синтетических ковров нового поколения – Heatset (Хитсет, термическая фиксация). Оно получается из длинных нитей BCF которую скручивают вокруг своей оси (чем больше скрутка, тем лучше качество, но и дороже стоимость). Для предотвращения распускания пряжу подвергают специальной тепловой обработке.Такой метод производства дороже, чем BSF, соответственно дороже и ковровое покрытие, зато на ощупь они более мягкие и напоминают шерсть. Повышенная упругость волокна позволяет получить очень плотные, простые в чистке и уборке покрытия. Срок службы продлевается у них до 5 –10 лет.

Третьим поколением полипропиленовой пряжи является нить Фризе (Frise или Twist). Получают это волокно из Heatset: две нити - S и Z закрутки скручивают вместе и обрабатывают при очень высокой температуре и влажности. Это делает структуру пряжи еще более похожей на структуру шерсти, она приобретает оригинальный эффект «кудрявости».Неоднородность структуры волокна фризе помогает скрыть следы шагов и грязь, однако такие покрытия немного сложнее в уходе. В отдельных случаях ковры с нитью Фризе уступают Heatset, по срокам службы, т.к. толщина нити не дает создать более плотную набивку.


Тафтинговый (набивной) способ изготовления ковров

Технология тафтинга была придумана в Америке еще в 1895 г. Кэтрин Эванс Витенер. Молодая девочка с фермы Джорджии, сделала покрывало в подарок на свадьбу кузена. Вскоре открытое семейное дело стало процветать. За прошедшие сто лет набивная технология не изменилась.
Технология ручного тафтинга – это способ, при котором ковры изготавливаются методом набивки скрученной нити на основу. Пряжу продевают, через ушко специального «тафтингового инструмента» и пробивают им ткань с изнанки, совершая поступательное движение

Сейчас в ручной тафтинговой технологии используют пневматическое устройство, отдаленно напоминающее пистолет . В него «заряжается» нить, которая при каждом «выстреле» сжатого воздуха образует на ковровой основе новый узелок.
Опытные мастера производят до 10 м2 в день. Затем набитый ворс закрепляют с обратной стороны латексом и закрывают хлопковой подкладкой. После этого поверхность ковра многократно чистится, полируется и выстригается в соответствии замыслом.

Продолжая сравнение традиционных видов изготовления ковров и технологии набивки, можно отметить следующие особенности тафтинговых ковров:
• в основном это ковры с крупным рисунком стиля модерн;
• яркие цветовые сочетания (т.к. часто используются искусственные красители)
• могут быть любой ценовой категории - от дешевых до дорогих (в зависимости от состава ворса и плотности);
• относительно короткий (по сравнению с другими ручными технологиями) срок службы набивного ковра, 15-20 лет.

Технология тафтинга оказалась очень популярной, на ее основе было налажено машинное производство ковролинов.


Тканые ковры

Еще один способ производства ковровых изделий дошедший до нас с древнейших времен - тканый. В процессе ткачества уже окрашенные нити переплетаются с нитями основы и утка, образуя сложный рисунок, так же как и в случае с плетеными коврами. Главное отличие, в том, что тканые ковры имеют ворс. Основа ковра и его ворс плетутся одновременно, в результате полотно получается чрезвычайно плотным.
Часто тканые покрытия называют по типу конструкций станка, на котором они были произведены: Аксминстер или Вилтон.


Узелковые ручные ковры

Заметив, что ворс увеличивает толщину и прочность ковров, делает их пушистым и мягким, люди стали осваивать технологию узелкового плетения. Ткут ковры на обычной деревянной раме (рис.). Орнамент ковроделы держат в памяти, передавая «из рук в руки», иногда пользуются специальными лекалами, которые подкладывают под уток. Образцом мастеру может служить уже готовый ковер.

В среднем вязальщик делает от 800 до 1000 узелков в час. Произведя расчеты можно увидеть, что на изготовление ковра размером 200 Х 300, мастеру требуется около двух месяцев.

На современных коврах ручной работы можно встретить узелки нескольких видов:

Узелковые ковры всегда были предметом гордости своих хозяев. Их отличает:

• максимальный срок службы (продолжительность жизни узелкового ковра может равняться нескольким столетиям);

• индивидуальность каждого ковра;

• высокая стоимость ковра указывает на уровень благосостояния его владельца.


Хлопок

Предполагаемой родиной хлопка являются Индия или Китай, именно отсюда он и начал свое триумфальное шествие по миру в VII веке до н.э. Волокна добывается из хлопчатника - кустарника, цветочные почки которого (размером с грецкий орех) и образуют известное белое волокно. Предполагаемой родиной хлопка являются Индия или Китай, именно отсюда он и начал свое триумфальное шествие по миру в VII веке до н.э. Волокна добывается из хлопчатника - кустарника, цветочные почки которого (размером с грецкий орех) и образуют известное белое волокно.

Предполагаемой родиной хлопка являются Индия или Китай, именно отсюда он и начал свое триумфальное шествие по миру в VII веке до н.э. Волокна добывается из хлопчатника - кустарника, цветочные почки которого (размером с грецкий орех) и образуют известное белое волокно.

Наличие хлопка в коврах - большой плюс:
это значительно улучшает экологичность помещения, материал «дышит» - пропускает воздух;
• изделия из хлопка хорошо переносят воздействие высоких температур, попавшая на ковер искра опалит, но не прожжет ковер. Недостатками хлопка называют его высокую сминаемость. Производители, избегая этого, выполняют такие ковры в технике гобелена или делают петлевой ворс. Хорошим выходом является также использование хлопка вместе с другими волокнами.
Средний срок службы хлопкового ковра 5-8-лет.


Шёлк

с давних пор считается одним из самых ценных и почитаемых природных материалов. Ковры из шелка отличаются особой элегантностью и подчеркнутым изяществом, легкостью и мягкостью, они обладают характерным глянцевым блеском. Почти невидимая глазом шелковая нить, вырабатывается специальной железой находящейся в голове гусеницы ночного мотылька. Строя свой кокон она питается исключительно свежими листьями -шелковицы. Для получения трех килограммов шелковой нити необходимо скормить гусеницам листву с примерно тридцати деревьев. Длина нити одного кокона может достигать в длину до 4000 м. Для получения пряжи соединяют вместе 8-12 одиночных нитей.

Свойства шелка:
эластичность подсчитано, что под воздействием собственного веса волокно рвется при длине в 50 километров;
• прочность - использование прочной, выдерживающей высокую нагрузку шелковой пряжи позволяет достичь высочайшей плотности плетения – до 10 миллионов узелков на квадратный метр (в 10 раз больше, чем в лучших шерстяных коврах);
• шелковая пряжа впитывает влагу, равную по количеству половине собственного веса. Поэтому сильная влажность опасна для ковров содержащих шелк - ковер может изменить размеры и полинять.


Шерсть

Овечья шерсть – один из самых любимых материалов в производстве ковров. Люди всегда с почтением относились к этому материалу и даже называли города в его честь (согласно одному из вариантов, Вавилон буквально означает "страна шерсти").

Качество шерсти зависит от того, с какого участка тела овцы она взята ; от здоровья и питания овец; климатических условий, при которых они выращивались.

Особенно в ковроткачестве ценятся новозеландские овцы. Длина волос также имеет значение: чем больше, чем лучше. А еще есть такие свойства как извитость и эластичность, белизна. Все это объясняет важность тщательной сортировки шерсти.

Шерстяная пряжа состоит из отдельных шерстинок, спряденных в непрерывную нить.То насколько долго прослужит ковер, зависит не только от вида шерсти, но и от метода прядения. Некачественная шерстяная пряжа сильно вычесывается, и ковер из нее может облысеть, хотя и на качественном ковре можно первые недели наблюдать такой эффект.

То насколько долго прослужит ковер, зависит не только от вида шерсти, но и от метода прядения. Некачественная шерстяная пряжа сильно вычесывается, и ковер из нее может облысеть, хотя и на качественном ковре можно первые недели наблюдать такой эффект. Между нитями ковра остается срезанная пряжа - остаточный ворс и первое время при эксплуатации кажется, что ковер «лезет». Чистка вакуумным пылесосом поможет справиться с этой проблемой в течение месяца.

• Шерсть необычайно прочна, долговечна, устойчива к истиранию и механическим воздействиям. Шерстяные ковры эластичны, их волокна возвращаются в первоначальное положение даже после значительных нагрузок. Волокна шерсти отражают свет в разных направлениях, поэтому они не блестят, выглядят исключительно мягкими, создают ощущение уюта.

• Шерсть препятствует распространению пламени, является хорошим звуко- и теплоизолятором.

• Шерстяные волокна способны поглощать из воздуха вредные вещества, такие, как формальдегиды, диоксиды азота и серы, т.е. то, что выделяют строительные смеси, мебель из ДСП и пр.

• шерсть обладает свойством впитывать грязь, поэтому пятна желательно устранять как можно быстрее;

• они плохо поддаются окраске и не светостойки, поэтому изделия из чистой шерсти преимущественно натуральных, спокойных тонов, но их лучше беречь от яркого солнечного света;

• шерсть накапливает статическое электричество;


• пылевые клещи, иногда живущие на волокнах, могут вызывать аллергию.


Сгладить недостатки материала и увеличить его достоинства можно также, обрабатывая покрытие антигрязевыми, антистатическими, антимолевыми и т.д. пропитками. Довольно часто это делают сами производители во время изготовления ковра.


Этикетка (условные обозначения )

Дополнительные потребительские характеристики

Уход за ковровым изделием